?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Требуется ликбез

Мне стыдно, да. Я прожила 16 лет в Израиле, года 3-4 училась в Бар-Илане, лет семь устраивала у себя второй седер. Ну, понятно, на первый мы все ходили к старшим родственникам - мамам, свекровям/тещам, бабушкам и т.д. А второй был прекрасным поводом собраться теплой дружеской компанией.
Здесь все по-другому - старших родственников, к которым можно завалиться на Рош аШану или Песах нет, поэтому стараемся сами, своими силами - у нас или у друзей. Я даже научилась готовить почти все правильные блюда - жизнь тяжелая :-)
Сегодня, после того, как ушли родственники (Aга, позвонили вчера днем, когда я вообще в Майами была, и сказали, что придут. Пришлось быстренько организовать седер.), мы вспомнили веселые посиделки второго седера в Израиле, потом разговор зашел о том, что в диаспоре второй седер отмечается не в последний день, а на второй (Женя этого не знал), и о том, что Песах у нас на день длиннее (я это узнала буквально пару лет назад).
А потом мне стало стыдно. Я поняла, что понятия не имею о том, что же такое второй седер...  И Гугл мне не помог. Может я не то гуглила?
Просветите меня, пожалуйста.
И да, нас пригласили на второй седер в Хаббад, но я не настолько любопытна :-)

С наступившим Песахом и наступающей Пасхой всех :-)

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
bambik
Apr. 19th, 2011 01:33 am (UTC)
я вообще не знала, что есть второй седер
solnyshko_y
Apr. 19th, 2011 09:32 am (UTC)
Теперь ты знаешь :-)

Я вчера по дороге в супермаркет за продуктами на седер лихорадочно перелистывала твой ЖЖ в поисках рецепта гефилте фиш. Нашла. На восьмой минуте чтения поняла, что гости будут кушать покупной из банки. Рецепт сохранила до лучших времен :-)
bambik
Apr. 19th, 2011 09:37 am (UTC)
Бедные гости :) ты нашла тот, что котлетами или тот, что кусками?
solnyshko_y
Apr. 19th, 2011 09:39 am (UTC)
Гости не жаловались :-)
На самом деле то, что продается у нас довольно съедобно, как это не странно :-)

Оба нашла :-)
bambik
Apr. 19th, 2011 09:44 am (UTC)
Тыда ладно :) а я наши баночные вообще не могу есть.
schastichko
Apr. 19th, 2011 05:09 am (UTC)
вики нам в помощь :)
"Седьмой день Песаха

Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море»"

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%85
solnyshko_y
Apr. 19th, 2011 09:13 am (UTC)
Re: вики нам в помощь :)
Это я уже тоже прочитала. Но где написано как проводят второй седер?
schastichko
Apr. 19th, 2011 12:11 pm (UTC)
Re: вики нам в помощь :)
ну, написано же - отрывок соответствующий читают. насколько я знаю, там уже нет брахот и прочего, просто собираются.
вот пошла бы к хабадникам, сразу умная стала бы ;)
на эту тему - читала Нанкин прикол про их вчерашний поход?
solnyshko_y
Apr. 19th, 2011 12:13 pm (UTC)
Re: вики нам в помощь :)
Как раз только прочитала :-)

С отрывком понятно, а что с едой? Я же говорю - даже моему любопытству есть пределы :-)
schastichko
Apr. 19th, 2011 02:16 pm (UTC)
Re: вики нам в помощь :)
все, что можно в песах. слушая наших теток на работе - у некоторых есть чего-то там, что готовят именно на второй седер, но это просто традиция, а не что-то, установленое свыше. т.е. просто застолье, видимо.
если тебе сильно интересно, могу у них уточнить. :)
0leneva
Apr. 19th, 2011 02:01 pm (UTC)
как религиозный мракобес рассказываю:
Радость моя, в диаспоре первый праздничный день Песаха не один, их два подряд. Седер номер два в точности такой же, как первый, разве что нету правила съесть афикоман не позже полуночи, так что второй седер может затянуться далеко заполночь.
Последний же день Песаха - это не седер, вообще-то говоря. То есть нету в обязательном порядке на столе всего этого - марор там, харосет, все дела; просто праздничная трапеза. В диаспоре же и следующий день праздничный - в то время как в Израиле уже наступили будни.
Хабад наш пишется с одной б, это аббревиатура.
Люблю тебя и поздравляю с праздником, детям привет.
solnyshko_y
Apr. 19th, 2011 09:59 pm (UTC)
Re: как религиозный мракобес рассказываю:
O, вы то мне, девушка, и были нужны!
Про то, что у нас их два подряд - это я знала, но вот то, что второй такой же в точности, что и первый - это круто.
А в Израиле? Второй седер называется седером просто по приколу?
Да, то что у нас Пейсах на один день дольше я тоже в курсе :-)

Хабад - ну, я то знаю, что с одной, но вот Гугл почему-то не согласился (писала с айфона, у меня там автоматический гугловский спеллер стоит, я и не заметила).

Я тебе уже говорила, что ты мой любимый религиозный мракобес? :-) Так вот, говорю :-) Спасибо за поздравления, вас всех тоже с праздником!
0leneva
Apr. 20th, 2011 12:25 am (UTC)
Не знаю, солнышко, я ни разу не слышала, чтобы трапезу в последний день Песаха называли седером. Ну вот ни разу. Возможно, так говорят люди, слышавшие, что второй седер где-то бывает, но не уточнившие точно, когда и где. А может, в каких-то общинах это реально так называется, не знаю.
А с двумя б это пишут на ненаших мракобесных сайтах, там же написано, что это жуткая жыдовская секта с целью не то кушать маленьких детей, не то координировать мировую торговлю наркотиками.
Во, а по-английски правильно видимо с двумя, чтобы фонетически оно звучало хабэд а не хэйбэд или как еще, чтоб было два закрытых слога.
solnyshko_y
Apr. 20th, 2011 12:42 am (UTC)
Про секту - это хорошо!!! Прямо лежу в постели и ржу :-)
Я, кстати таки поехала в хабад вечером - забирать кузена с седера :-)
Но не зашла поздороваться с равом и его женой - была в спортивном костюме и потная :-)
0leneva
Apr. 20th, 2011 12:49 am (UTC)
про секту
Ой, ты ж поди не знаешь про список кошерных продуктов!
Я когда работала по кашруту раз потеряла на компьютере то ли список кошерных рыб, то ли еще чёто, и полезла в поисковик. Написала "список кошерных продуктов". И выдало мнееее... Можешь, если хочешь поржать, тоже так сделать. Там на православных сайтах есть довольно точные списки кошерных продуктов, чтобы христиане знали, какие именно продукты не покупать, ибо от них, от их продажи, идут отчисления аццкому сотоне. То есть они буквально распечатывают видимо и носят в сумочке, чтобы нечаянно чёнить из этого не купить. И на форумах там такие каменты шо песец.
solnyshko_y
Apr. 28th, 2011 01:43 am (UTC)
Re: про секту
Слушай, моя родная тетка, приехав к нам в гости в 90-ом году (мы на тот момент уже месяца два как жили в Израиле) говорила, что колбасу кушать не будет, потому что она ПАХНЕТ кошерно :-)))
А ты говоришь православные сайты :-)
0leneva
Apr. 28th, 2011 03:46 am (UTC)
Слушай, тетка права. Здешнюю колбасу ну невозможно же жрать. В Украине вот делают совершенно кошерную краковскую колбасу, которая пахнет некошерно, как краковская. А тут всё лучше, а вот колбаса хуже.
solnyshko_y
May. 3rd, 2011 11:39 am (UTC)
Ну, я по колбасе не специалист - уж и не помню когда последний раз ела - что кошерную, что нет.
Зато какие в Израиле милки, даниэла и кефир!
0leneva
May. 3rd, 2011 12:59 pm (UTC)
Щас нужен перевод. Ну, кроме кефира, но кефира я не фанат. Милки и даниэла они кто?
solnyshko_y
May. 3rd, 2011 01:23 pm (UTC)
Я в шоке!
Кама зман ат баарец???
http://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1000535319&fid=821

По поводу "кама зман ат баарец" - это не на тебя наезд, это я вспомнила. Я как-то покупала для родителей в подарок билет на какой-то спектакль - позвонила в театр и советуюсь на что лучше взять им билеты. Мне назвали какое-то название спектакля и труппы, я спросила что это такое, повисла гробовая тишина и девица спрашивает меня: Кама зман ат баарец??? Таким голосом, что вот типа любой нормальный человек проживший в Израиле хоть сколько-то времени просто обязан быть знаком с этим пластом местной культуры :-)
0leneva
May. 3rd, 2011 01:33 pm (UTC)
Угу, кама зман ата баарец были чуть не первые слова что я выучила на иврите, молодая еще была. В смысле, я знакома с некоторыми формами выражения сарказма баарец, хоть все равно еще чучмек.
Но понимаешь, лапочка, мы же мракобесы же, а это видимо экшер рабанут, а мы жрем бадац, и в те магазины, что есть у нас на раёне, это просто не завозят. Есть какая-то тнува и еще чёто. Аналоги то есть.
solnyshko_y
May. 3rd, 2011 01:44 pm (UTC)
Мне казалось, что и у даниэлы и у милки бадац... Надо найти крупную фотку в инете.
0leneva
May. 3rd, 2011 01:52 pm (UTC)
Ну все фирмы, мне кажется, которые делают бадац, выпускают тот же продукт не в бадацном варианте.
Еще вариант почему я их не видела - может, на юге популярны другие фирмы? ну вот в Хайфе у меня подруга, она может сказать - купи то и это, ну, окна мыть, не знаю. Я ищу - хер оно продается. Нахожу где-то на окраине города на заправке. Она удивляется, у них оно только на деревьях не растет.
solnyshko_y
May. 3rd, 2011 02:11 pm (UTC)
Странно вообще. Арец не такая большая.
Но ты у вас в супере спроси про милки и даниэлу - вкуснятина :-)
dianafeigin
Apr. 19th, 2011 02:51 pm (UTC)
Hag sameah!
solnyshko_y
Apr. 20th, 2011 12:44 am (UTC)
Спасибо, взаимно :-)
( 26 comments — Leave a comment )